Ронни О'Салливан - Несчастный Король снукера. Часть 1

Ронни О'Салливан - Несчастный Король снукера. Часть 2

Ронни О'Салливан - Несчастный Король снукера. Часть 3

Ронни О'Салливан - Несчастный Король снукера. Часть 4

2009 год, О'Салливану было тридцать четыре года, что для снукерного чемпиона уже старость, а играл он плохо. Он пришел к выводу, что начался его упадок, который уже не остановить. Его расставание с Джо Лэнгли обернулось судом. Они спорили по поводу алиментов и опеки над двумя их детьми Ронни младшим и его старшей сестры Лили.


О'Салливан жил на барже. Он проиграл в первом раунде на четырех крупных турнирах. Его доход от снукера упал с примерно 750 тысяч фунтов в год ($ 1,1 млн) до ста пятидесяти тысяч ($220 тысяч долларов). Он все чаще позволял себе рискованные удары. Он потерял уверенность, необходимую для его техники топ-спин. "Я застрял", - сказал он. "Я не мог поставить биток".

Его менеджер убедил его встретиться со Стивом Питерсом, профессором психиатрии в Университете Шеффилда. Питерс раньше работал врачом в больнице Rampton Hospital, одном из трех психиатрических учреждений Англии с усиленной охраной и строгим режимом, однако в последние десять лет он наслаждался своей второй, более громкой и высококлассной карьерой, работая с элитными спортсменами, в том числе с олимпийской британской командой велогонщиков, чтобы правильно настроить их мозг. Питерсу 61 год, он живет в своей мрачной вилле в районе Пик-Дистрикт в Северной Англии.

О'Салливан прибыл туда весной 2011 года. "Он находился в очень плохом состоянии", - сказал Питерс. "На него было довольно тревожно смотреть".

Во многих местах в доме психиатра стоят пластиковые, фарфоровые или трикотажные фигуры шимпанзе. В девяностых годах Питерс придумал термин "парадокс шимпанзе", чтобы объяснить студентам-медикам первого курса, как функционирует разум. Питерс считает, что в мозге человека идет борьба между его более рациональными частями, так сказать, "человеком", и его древними пережитками, которые он называет "шимпанзе". "Шимпанзе" выполняет важные основные функции, но также оно сильно склонно к панике. "Шимпанзе в пять раз сильнее нас", - сказал мне Питерс. "Если у вас также есть это животное, разделяющее с вами вашу жизнь, вы должны относиться к нему с уважением".

Питерс не называет себя доктором, когда он имеет дело со спортсменами. Он думает о себе как о тренере, преподавая подопечным, как управлять их шимпанзе.

О'Салливан сразу же нашел в этой идее связь с собственной жизнью: "Я подумал: "Так ведь я так и живу на протяжении семнадцати лет". После заключения в тюрьму его отца и последующего спада в снукере, в жизни О'Салливана чередовались поиски душевного спокойствия и попытки перестать думать вообще. Питерс предложил ему записать свои негативные мысли, а затем опровергнуть их своими успехами и достижениями. Питерс называет этот внутренний диалог "бокс с шимпанзе". Для О'Салливана это было откровением. "Я и не знал, что могу так вести себя", - сказал он. "Не знал, что могу контролировать шимпанзе и подавить его".

Сначала сотрудничество с Питерсом не оказало никакого влияния на снукер Ронни. На чемпионате Великобритании в 2011 году О'Салливан страдал от особенно удручающего поражения игроку по имени Джадд Трамп. Трамп, которому на тот момент было двадцать два года, показал яркий атакующий стиль игры, который сам называл "озорной снукер", после чего его часто называли преемником О'Салливана. Он играет в мокасинах с шипами от Кристиана Лубутена и носит рубашки с черными звездами на воротнике.

А уже весной следующего года Ронни вернулся. В четвертьфинале на China Open в Пекине О'Салливан сметал все со стола, чтобы довести борьбу до решающего фрейма. Ему пришлось применять скучный рутинный бэк-спин, чтобы вернуть биток для последнего красного.

"Помню, я тогда еще подумал, я знаю, что это правильный удар, надо именно так играть, чтобы победить", - вспоминает Ронни. "Десять раз из десяти я бы так и сделал".

Однако вместо этого, О'Салливан пошел на тонкий, почти до невозможности трудный топ-спин - полностью бесполезный при этих обстоятельствах. Шар вприпрыжку двигался по столу, коснулся борта и прокатился на несколько дюймов дальше, чем нужно было. Это стоило О'Салливану матча, но он был в приподнятом настроении. Никто больше не играет так. "Этот удар по-прежнему стоит у меня перед глазами, потому что неправильно было так играть, но меня это не волнует", - сказал он.

Он выиграл свой следующий турнир, чемпионат мира в 2012 году, и надолго забросил свой кий. Он полностью решился уйти из снукера. Он бегал и проводил время со своими детьми. Вдали от снукерного стола жизнь Ронни О'Салливана была весьма скромна. Он ходил в тренажерный зал и покупал бублики в Чигуэлле. Он любил постоянно находить новые китайские рестораны и ужинать там. Он усердно работал, чтобы потом устроить себе отдых в остальной части того сезона. В зимнее время он ушел добровольцем работать на местной ферме. Он убирал навоз и кормил свиней. Правда, Ронни немного побаивался коз. Люди на ферме не задавали ему ненужных вопросов, поскольку, скорее всего, знали, кто он такой. Он наслаждался тихим единением фермы и его бегового клуба, проводя время с простыми людьми, наслаждался обычной жизнью и семьей. Однако жизнь без снукера была скучна и одновременно пугала. "Это страшно", - сказал он. "Я думал, что смогу без него, но посмотрел на жизнь без снукера, и мне не понравилось".

О'Салливан стал беспокоиться о деньгах. Он задолжал оплату школе за обучение его детей и понял, что он не адекватно планировал будущее. "Я был довольно счастлив не играть", - сказал он. - "Но это ударило по карману".

Ронни заявил, что он будет защищать свой титул в Шеффилде в 2013-ом. Букмекеры сделали его одним из фаворитов. О'Салливан тренировался в течение шести недель. Даже если бы он проиграл в первом раунде, он говорил тогда, что это бы принесло ему 12 тысяч фунтов, чего вполне достаточно, чтобы заплатить за семестр за обучение детей. В конце концов, он выиграл свой пятый титул чемпиона мира и 250 тысяч фунтов, став первым игроком со времен Стивена Хендри, который выиграл ЧМ два года подряд. "Это моя лебединая песня, прощальное выступление", - сказал он тогда журналистам во время турнира. "Я не могу заставлять себя страдать, играя в снукер, не могу делать себя несчастным".

Месяц спустя, О'Салливан решил вернуться в тур.

Продолжение следует...

Перевод: Надежда Белянская.