Центр развития снукера

Баннер
Баннер

ВСЕ ДЛЯ БИЛЬЯРДА

Баннер

История кия

Автор:  |   |  1376

Сегодня снукер – игра, которая популярна среди миллионов людей во всем мире. Но задавали ли вы себе когда-либо вопрос: какой путь развития прошли кий и наклейка?

Лучше, чем Доминик Дэйл, один из ведущих мировых экспертов по истории бильярда, вряд ли кто-то сможет описать эволюцию кия за последние 400 лет ....


Истоки снукерного кия

В бильярд, который старше снукера лет на 200 с лишним, на протяжении 17 века в некоторых странах Европы играли на столах без луз. Вариантов игры было много, включая, например, странную французскую разновидность под названием "фортификационный бильярд", в котором на столе располагались маленькие свинцовые арки, столбики и воротца, через которые играющему нужно было провести шар. Бытует мнение, что бильярд произошел от крокета, именно поэтому, якобы, сукно игрового стола имеет зеленую окраску, ассоциирующуюся с травой. Самые древние кии назывались "дубинки", которые, в свою очередь, произошли из крокетных деревянных молотков. Они представляли собой искривленные куски дерева, часто увенчанные наконечниками из слоновой кости. Зафиксировав верхнюю часть дубинки на правом плече, плавными движениями игрок проталкивал шар вперед.

Постепенно, дубинки вышли из употребления, а игроки стали все чаще экспериментировать, ударяя по шару тонким концом кия, который имел диаметр, аналогичный сегодняшнему кию. Они обнаружили, что таким образом было гораздо удобнее выполнять удары, особенно если опираться на борты, которые в то время были намного выше, чем в наше время. В какой-то момент они начали вкручивать тонкий конец кия в побеленную поверхность потолка, что давало тот же эффект, что и нынешний мел. Подобные ситуации нередки в спорте: используя метод проб и ошибок, игроки достигают улучшения используемых ими инструментов. Так, к началу 19 века, булава практически вышла из употребления, за исключением случаев, когда ею пользовались женщины-игроки.

Все дело в коже

В 1807 французский пехотный офицер капитан Франсуа Mинго пребывал в тюремном заключении недалеко от Парижа. Он был талантливым игроком и, находясь в тюрьме, часто экспериментировал с кожаной наклейкой для кия, вырезав ее из лошадиной упряжи. После освобождения капитан поразил всех новыми ударами, добившись намного лучшего контакта кия с шаром. Известно, что Франсуа Mинго демонстрировал огромное количество трикшотов, которые способны были бы удивить даже современного игрока.

В 1827 Mинго опубликовал книгу под названием "Благородная игра в бильярд", где подробно описал все свои невероятные удары. Спустя какое-то время он познакомился с Джоном Терстоном - ключевой фигурой в развитии бильярдных столов. Терстон фактически перевел произведение Минго на английский и опубликовал ее три года спустя под витиеватым заглавием "Благородная игра в бильярд - чрезвычайные и удивительные удары, которые поражают воображение большинства государей Европы". Так, Европа узнала о преимуществах кожаных наклеек, которые вскоре закономерно обрели широкую популярность.

Тем временем дубинки совсем устарели, а производители перешли на изготовление версии кия с кожаной наклейкой. Сначала это были кии с наклейками 14-15 мм и максимальным диаметром рукояти - 35-36 мм. Толстая часть также была плоской, 6-8 дюймов в длину, с кожаной прослойкой, которой некоторые игроки все еще пользовались, чтобы ударить по битку – отголосок популярности дубинки. Даже у сегодняшних киев до сих пор есть плоская часть – единственное, что осталось в нем от устаревшей предшественницы. В настоящее время, правда, эта часть кия используется в основном лишь производителями для размещения там их меток, хотя некоторые игроки предпочитают ориентироваться на нее для выстраивания линии удара: древесный рисунок ясеня напоминает по форме стрелки, что помогает в прицеливании.

Рост торговли киями

Во второй половине 19 века бильярд стал гораздо более популярным, превратившись в любимую игру британцев. К 1860 некоторые особо талантливые мастера могли выполнять серии в сто и даже тысячу ударов. Игроки были впереди тех, кто придумывал правила, они изобретали удары и способы забить все больше и больше шаров. Судьям ничего не оставалось, как придумать правила, которые могли бы вводить некоторые ограничения.

По мере того, как игроки улучшали свои навыки, продвигались и производители киев викторианской эпохи, как, например, "Thurston and Burroughes & Watts". Кии становились тоньше: к 1870 толстый конец достиг примерно 32-33 мм, а тонкий – 11-12 мм. Конечно, в те времена ткань была гораздо толще, а шары из слоновой кости – тяжелее, поэтому 12-миллиметровая наклейка работала примерно также, как 10-миллиметровая в сегодняшних реалиях. То, каким образом кии сужались к концу, также претерпевало изменения. Первые бильярдные кии сужались постепенно, поэтому они были узкими в области моста и вполне пружинистыми ближе к наклейке. Это позволяло игрокам использовать как верхнее и нижнее, так и боковое вращение, и делать "кэнноны" тяжелыми шарами из слоновой кости.

Одним из крупнейших производителей киев был «Peradon», основанный в 1885 и продолжающий функционировать и сегодня в рамках группы "Thurston". Это была первая компания, которая наладила массовое производство киев – производя их тысячами на территории Великобритании и Франции. Даже сегодня любой британский кий без маркировки "Rileys" или "Burroughes & Watts" скорее всего был произведен на "Peradon".

Рост популярности снукера

К 1920м игроки в бильярд (имеется в виду английский бильярд) достигли таких высот, что они уничтожили к нему интерес как к социальному виду времяпровождения. Мало кто получал особое удовольствие, наблюдая за тем, как дни напролет среднестатистический игрок проводил серии в тысячу и более забитых шаров. Легендарный Джо Дэвис увидел в снукере потенциал стать заменой бильярду и организовал первый чемпионат мира в 1927.

По мере того как снукер обогнал бильярд в популярности, изменилось и производство киев, главной причиной чему послужил, естественно, сам Дэвис. В брошюрах с правилами, которые он писал в 1940-1950х, указано, что снукерный кий должен быть короче бильярдного, тяжелее, с более резким сужением и жестче. Бильярд был гораздо более тонкой и деликатной игрой, в то время как снукер требовал больше жестких ударов, заставляющих шары перемещаться по всей поверхности стола. Дэвис инструктировал "Rileys" и "Peradon" относительно своих пожеланий, и люди вскоре стали воспринимать его идеи как должное. Более или менее любой снукерный кий, изготовленный в период с 1940, следует этим принципам. Вот почему даже сегодня некоторые игроки пользуются киями, произведенными в тот период: например, Стив Дэвис играет кием "Ye Olde Ash" компании "Burroughes & Watts", а Шон Мерфи – кием "Tom Newman Champion" компании "Peradon". Оба эти кия были изготовлены в 1930х.

Так что различий между сегодняшними киями и теми, что были произведены 70 лет назад, не так уж много. Основное различие заключается в том, что большинство киев в те дни были сделаны из английского ясеня. Местный климат довольно влажный, что означает, что древесина часто менее твердая и более упругая, чем североамериканский, российский или датский ясень, популярный материал современных киев. В своей книге Джо Дэвис даже упомянул, что гибкий кии хороши для бильярда, но не для снукера. Вплоть до 1940 ясень оставался самым популярным материалом, постепенно уступив место клену. В годы войны, когда начала ощущаться нехватка клена, в ход пошла похожая по своим внешним характеристикам древесина граба.

Современная эра

В конце 1970х - начале 1980х, по мере того как снукер стал спортом популярным среди телезрителей, такие специалисты в области производства киев как Джон Пэррис и Хант и O'Бирн начали экспериментировать с разными видами экзотических пород дерева. Они начали делать кии с ручкой, состоящей из двух древесных пород, привезенных из Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Индонезии или Африки, часто украшая кий приятными для глаза декоративными элементами. Однако, большинство игроков все также оставались приверженцами простых киев из ясеня с передним соединением. Фактически, традиционный кий Джона Пэрриса был создан по старой модели "Burwat Champion", изготовленной "Burroughes & Watts". Самые заметные изменения за последние 40 лет произошли в размере наклейки. В 1970х большинство игроков пользовались наклейками в 10-10,5 мм. Сегодня Шон Мерфи использует наклейку размером в 9 мм, а большинство игроков – от 9.25 до 9.5 мм. Это можно объяснить тем фактом, что сукно, на котором мы играем, гораздо тоньше, и трение практически отсутствует. Когда мы выполняем удар с вращением, эффект получается практически такой же, как если бы шары скользили по льду - они едва ли осуществляют сцепление с поверхностью. Если мы пользуемся наклейкой диаметром в 10 мм или больше, когда мы играем с боковым вращением, биток может начать движение в противоположном направлении, и возникшего трения о сукно недостаточно для того, чтобы шар зацепился и начал движение в правильном направлении.

Мел

В 1840х английский парень по имени Джон Карр, который играл в клубе "Bartley’s Billiards Rooms" в городе Бат, изобрел маленькие кубики мела, хорошо знакомые всем нам сегодня. Он назвал их "крученый мел", потому что "кручеными" также называли в те времена удары с боковым вращением. Дело в том, что после нанесения мела на наклейку, Джону удавались удары с очень сильным боковым вращением. Люди поверили в уникальность нового товара, что принесло Джону Карру целое состояние, хотя по сути то, новинка представляла собой ни что иное, как простой мел, нарезанный кубиками. В викторианскую эпоху поставщиком мела была Франция. Чтобы сделать кии более гладкими, перед продажей их полировали французским мелом. В наши дни большая часть мела изготавливается в Америке. Самым популярным брендом является "Green Triangle". Раньше в составе мела было много свинца, но впоследствии его научились удалять. Некоторые игроки сегодня используют бренд под названием "Master Chalk" - я его еще не пробовал, но собираюсь. Я пользуюсь "Green Triangle", которому уже почти 30 лет, он лучше держится на наклейке. Существует очень дорогой японский бред "Kamui", специфика которого заключается в том, что им нужно пользоваться лишь раз в 20-30 ударов. Большинству игроков, привыкшему мелить кий раз в 2-3 удара, это будет не совсем удобно: о необходимости наносить мел с такой низкой частотой можно попросту забыть.

Борты

Вплоть до 1840х борты не были упругими, потому что были набиты обрезками ткани и пухом, так что шар, ударяясь о них, вряд ли бы отскочил. Позже Чарльз Гудьир изобрел процесс вулканизации резины, что привело к существенным изменениям. Использование резины для бортов обеспечивало отличный отскок, особенно в условиях холодную погоду. До вулканизации резиновые борты нужно было подогревать зимой, помещая по всей их длине цинковые емкости с горячей водой, что размягчало резину, делая ее более эластичной и упругой. В те времена эти емкости можно было приобрести у ведущих производителей бильярдного инвентаря.



Автор: Доминик Дэйл

Перевод: Ольга Бубич.



<< Назад